|
||||||||||||||||||
Сырье для произв. этилена Уайт-спирит Топливо ЛУКОЙЛ-ТТ Масло М-10Г2И Масло М-8Г2И Масло ОТМ-15В Масло ВИ-90 Масло ТС-14,5 Масло ВАУ Масло М-20У Славол АЖ Основа СОЖ Основа РЖ-8У Основа Волна Основа масла ВМГЗ Газ топливный Газ факельный Газ водородсодержащий
|
Стандарт на котельное
топливо — ГОСТ 10585—75
предусматривает выпуск четырех его
марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые
по вязкости классифицируются как легкие
топлива, топочных мазутов марки 40 — как
среднее и марки 100 — тяжелое топливо.
Цифры указывают ориентировочную
вязкость соответствующих марок мазутов
при 50 °С. В зависимости от содержания
серы топочные мазуты подразделяют на
низкосернистые — до 0,5 %, малосернистые
— от 0,5 % до 1,0 %, сернистые — от 1,0 до 2,0 % и
высоко-сернистые —от 2,0 до 3,5 %.
Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков переработки нефти. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10 °С добавляют 8—15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не добавляют. Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках. По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они обладают лучшими характеристиками: меньшими вязкостью, содержанием механических примесей и воды, зольностью и более низкой температурой застывания. Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: в большинстве случаев 60—70 % мазута прямогонного и 30—40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки. Допускается использовать в его составе до 22 % керосино-газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга. Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают в небольших количествах на установках прямой перегонки нефти. Основными отличиями мазута Ф-12 от Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию серы (<0,8 % против <2,0 %) и менее жесткие требования по вязкости при 50 °С (<12 °ВУ против <5 °ВУ). Кроме флотских и топочных мазутов промышленность выпускает технологическое экспортное топливо по ТУ 38. 001361—87. Это топливо изготовляют только из продуктов прямой перегонки нефти и поставляют на экспорт. Для оценки прямогонности топлива введен показатель, определяемый по ГОСТ Р 50837.1-95 — Р 50837.8-95. Конкретно метод определения прямогонности топлива устанавливается контрактом на его поставку. Для судовых энергетических установок вырабатывают несколько видов топлив, в том числе моторное топливо по ГОСТ 1667—68, судовое маловязкое топливо по ТУ 38.101567—87 и суповое высоковязкое топливо по ТУ 38.1011314-90. Моторное топливо ДТ по ГОСТ 1667—68 по вязкости приближается к флотскому мазуту Ф-5, но в его состав могут входить все компоненты, обеспечивающие качество топлива. Судовое маловязкое топливо по ТУ 38.101567—87 — это среднедистиллятное топливо, в отличие от моторного ДТ и судового высоковязкого топлива, получаемых смешением остаточных и среднедистиллятных фракций. Предназначено для применения в судовых энергетических установках вместо дизельного топлива. Компонентами маловязкого судового топлива являются негидроочищенные прямогонные атмосферные и вакуумные дистилляты, продукты вторичного происхождения — легкие и тяжелые газойли каталитического и термического крекинга, коксования. Судовое высоковязкое топливо (ТУ 38.1011314-90) , предназначено для применения в судовых энергетических установках иностранного производства, эксплуатация которых предусмотрена на топливах, соответствующих международному стандарту на судовые топлива М5180/Ш5-Р-8217. Получают его компаундированием остатков прямой перегонки и деструктивных процессов с добавлением среднедистиллятных фракций. С учетом специфики применения судового высоковязкого топлива в нем ограничено содержание ванадия:
Печное бытовое топливо вырабатывается из дизельных фракций прямой перегонки и вторичного происхождения — дистиллятов термического, каталитического крекинга и коксования. Характеристика топлива соответствует ТУ 38. 101656—87 . По фракционному составу печное бытовое топливо может быть несколько тяжелее дизельного топлива по ГОСТ 305—82 (до 360 °С перегоняется до 90 % вместо 96 %, вязкость печного топлива до 8,0 мм²/с при 20 °С против 3,0-6,0 мм²/с дизельного). В нем не нормируются цетановое и йодное числа, температура помутнения. При переработке сернистых нефтей массовая доля серы в топливе — до 1,1 %. В период с 1 апреля по 1 сентября допускается производство топлива с температурой застывания не выше — 5° С. В северных районах страны при работе на топливе в зимний период наблюдается потеря текучести на линии подачи топлива в отопительные установки, а также забивка парафинами фильтров грубой очистки. Перед форсунками теплогенераторов расположены фильтры с ячейками размером 0,5 мм. При работе бытовых отопительных установок с небольшим расходом топлива (0,5—3 кг/ч) последнее подогревается внутри помещения, и фильтр, устанавливаемый вблизи горелки, не забивается. В этом случае достаточно обеспечить соответствующую текучесть топлива при его транспортировании и перекачке. При эксплуатации теплогенераторов или котлов средней производительности, например 28—70 кг/ч, используемых на животноводческих фермах, возможна забивка парафинами фильтров, расположенных на линиях под открытым небом. В этом случае необходимо улучшить не только текучесть топлива при низких температурах, но и прокачиваемость его через фильтры. Для улучшения низкотемпературных свойств печного топлива в промышленности применяют депрессорные присадки, синтезированные на основе сополимера этилена с винилацетатом. |